Эксперт: власти постараются избежать сценария шоковой терапии в сфере ЖКХ

Дата публикации: 24 октября 2011

Государство решилось на повышение коммуналки. Как заявил вчера вице-премьер Сергей Румас, уровень возмещения населением затрат на услуги ЖКХ будет возрастать в среднем на 10% в год. А с целью экономии ресурсов вслед за лимитами на воду введут и лимиты на пользование электроэнергией. Насколько действенны, последовательны эти меры? Об этом мы беседуем с исполнительным директором Международной ассоциации менеджмента недвижимости Геннадием Каленовым.

 

Последовательное повышение тарифов — единственный сегодня приемлемый вариант для государства. Такой пример. Сейчас население оплачивает около 8 процентов от себестоимости гигакалории. С учетом последних событий с курсом этот показатель упал до 5%, — говорит Каленов. — Фактически цифра стремительно приближается к нулю. Причина всем известна: население сегодня неплатежеспособно. Представьте: чтобы оплачивать 100 процентов, тариф нужно увеличить в 20 раз. То есть если кто-то платил за зимой за отопление 65 000, то придется отдать 1 300 000! Это сценарий шоковой терапии, который в свое время проходил Казахстан, прибалтийские страны. У нас его стараются избежать.


Рано или поздно стоимость все равно достигнет 100 процентов. Как помочь тем, кто «неплатежеспособен»?


Каждая страна выстраивает свою систему приоритетов. У нас цели две: уменьшить нагрузку на бюджет и стимулировать экономию. Обычно это выглядит так: все платят по себестоимости, но при этом государство устанавливает определенные критерии оказания помощи тем, кто платить не в состоянии. Эта помощь адресная, она не закладывается в тарифы. Способов три. Например, конкретному малоимущему человеку Иванову или Сидорову просто дают деньги. Второй способ — управляющая компания или поставщик услуг, минуя Сидорова и Иванова, в которых они не уверены, получают средства напрямую из бюджета. Третий вариант, который практикуют в Германии, — государство берет на себя полностью все расходы Сидорова, все его долги.

 

От банальных призывов экономить правительство перешло к конкретным мерам. Введены ограничения на потребление воды, нормировать собираются и другие услуги. Насколько эффективны такие решения?


Та система, которая действует у нас сейчас, не стимулирует экономию. Когда стоимость услуг очень высока, сэкономить можно много. Немец платит за коммунальные услуги 800 евро в месяц. Экономя воду, электроэнергию, он может «сберечь» в месяц около 200—300 евро. За год набежит приличная сумма. У нас же вся коммуналка, если взять квартиру в 100 «квадратов», обойдется в 20 евро за месяц. То есть, если даже сделать все услуги бесплатными, сэкономить получится только 20 евро. И какой в этом смысл? Есть ли резон экономить тепло, которое обходится в 5 евро? Поэтому те меры, какие мы видим сейчас, — это всего лишь реакция не сиюминутную ситуацию.

 

В стране разработана концепция развития системы ЖКХ до 2015 года. Там достаточно точно определены основные направления развития, но, по словам Каленова, очень не хватает детализации.

 

Приведу такой факт. В каждой квартире есть полотенцесушитель. Все прекрасно знают, что работает он круглый год. Даже в 30-градусную жару. Отключить его невозможно. Если посмотреть, сколько полотенцесушителей в стране бесцельно расходуют энергию, получим внушительную цифру. Это устройство представляет собой однотрубную систему, в Европе такие не используют, там двухтрубная система, которую можно всегда отключить. Но вместе с тем у нас, когда проводят капремонт, сушители не меняют! То есть еще на 50 лет закладывается это бессмысленное потребление. Это к вопросу о деталях и стратегии, существующей сегодня в отрасли.

просмотров новости: 9558


Комментарии

Отправить новый комментарий